2 мая 2016 года останется для всех датой, когда история ташкентского трамвая, насчитывающая 115 лет, подошла к концу.

А началась она в конце 19 века, когда бельгийский инженер Эдуард Дени предложил создать в Ташкенте конно-железную дорогу. Ни один инженер не хотел взять на себя такую ответственность, поэтому проект Дени был принят с несколькими поправками и именно Дени начал проектирование трамвайных путей.

После масштабного строительства была открыта трамвайная линия Вокзал – Старый город. Это событие состоялось 13 апреля 1901 года.

Через два года открылась вторая линия конки.

Уже в 1908 году был заключен новый договор, в котором предусматривалась электрификация трамвайных путей.

Все то же Бельгийское общество, от имени которого работал Дени, заказало в Бельгии 80 вагонов на 40 мест каждый. Первое трамвайное депо открылось на улице Нукусской (бывшая Мариинская улица).

И вот, 11 января 1913 года состоялось открытие первого трамвайного маршрута на электричестве – он объединял улицы от Вокзала до Урды и от Шейхантаурской улицы до Старого города.

Электрификация трамваев продвигалась очень быстро, и уже к 1916 году в городе было 50 единиц моторных, 25 прицепных и два служебных вагона.

В связи с войной и нехваткой топлива для дизельной станции трамвайное движение было приостановлено и какое-то время трамвайное депо Ташкента являло собой настоящее кладбище трамваев.

Трамвайное движение, хоть и нерегулярное, возобновилось только к 1920 году и в течение последующих лет набирало обороты.

Пик развития трамвая в Ташкенте пришелся на 1968 и последующие годы. Началось масштабное строительство трамвайных путей, старые узкоколейные линии закрывались на реконструкцию, закупались трамвайные вагоны.

Однако, уже в ноябре 1977 года некоторые трамвайные пути были демонтированы в связи с развитием метрополитена. Одновременно с закрытием одних путей открывались другие – в 1978 году открылся трамвайный маршрут от Северо-Востока до Тракторного завода, а в последующие годы открылось еще несколько важных трамвайных маршрутов.

Вплоть до 1991 года история ташкентского трамвая переживала расцвет. Всего действовало около 360 трамваев, которые перевозили около 20% всех пассажиров.

К 2004 году в Ташкенте оставалось 175 вагонов – такое сокращение произошло из-за списывания устаревших и непригодных к работе трамваев.

Вплоть до 2012 года в Ташкент поступали новые трамвайные вагоны, которые должны были заменить устаревшие. С этого же года, как это ни парадоксально, начался демонтаж некоторых трамвайных путей.

Закрытие маршрутов началось внезапно для населения и продолжилось семимильными шагами:

31 июля 2015 года состоялся последний рейс трамвая от ТТЗ до метро Буюк Ипак Йули. Трамвайный маршрут №13 сокращен до Северного вокзала (от массива Куйлюк) 1 августа.

11 марта 2016 года стало известно об отмене планов строительства трамвайной линии от улицы Тараккиет до Ахангаранского шоссе. Трамвайные пути по улице Тараккиет начали демонтировать.

28 марта 2016 года было объявлено о предстоящем закрытии всех трамвайных путей.

12 апреля 2016 года перестали работать два трамвайных маршрута – 12 и 26.

Через 10 дней, 22 апреля, прекратилась работа еще двух трамваев – 9 и 13.

С 24 апреля закрылся трамвайный маршрут №8, и в Ташкенте остался «последний герой» - трамвай №17.

2 мая 2016 года было объявлено о закрытии последнего трамвайного маршрута №17.

Часть истории Ташкента пойдет по новому пути с 3 мая 2016 года. По пути, в котором не будет места трамваю, знакомых всем трамвайных звонков и характерного запаха паленой резины.

Самый экологичный общественный транспорт мира сошел с рельсов и пошел по маршруту «История». 115 лет трамвай оставался неотъемлемой частью жизни Ташкента, с ним связаны тысячи воспоминаний и событий – вполне возможно, что лет через 15 подрастающее поколение и не вспомнит, каково это было, когда по улицам столицы с громким звоном проезжал трамвай.

Источники информации и фото:

Tramvay.uz

Uz-electro.narod.ru

Wikipedia.org